Холодная осень 2007-го, повесть - Индустрия. Часть 1 ("...То, о чем так долго говорили все неглупые люди в индустрии, свершилось. Русский рэп перестал продаваться
Ну что ж, мои дорогие и не очень друзья и недруги. То, о чем так долго говорили все неглупые люди в индустрии, свершилось. Русский рэп перестал продаваться. То есть он и раньше-то не особо претендовал на какие-то адекватные цифры тиражей, но сейчас ситуация окончательно зашла в тупик.
Я отдаю себе отчет в том, что для большинства из вас - завсегдатаев всевозможных форумов, предпочитающих тратить деньги на пиво и наркотики, а не на покупку диска с альбомом любимого или не очень рэп-исполнителя - всё, что я сейчас напишу, неинтересно и скучно. Более того, по большому счету вы бы с легкостью обошлись и без этой информации. Да и узнав её, никоим образом не измените ситуацию. И правильно: зачем оно вам? Альбомы в формате mp3 регулярно появляются на сайтах, занесенных вами в папку «Избранное» - и слава богу. А больше ничего и не нужно. Передавай косяк.
Но «...тут только правда, и если я об этом пишу, значит так надо», как говорится в одном из треков альбома, про который еще будет чуть ниже. Так вот. Кто-то, может быть, знает, кто-то, скорее всего, не знает, а многие, думаю, вообще, не очень поймут, но. Чуть меньше месяца назад практически все участники НПД (Некоммерческое Партнерство Дистрибуторов) повысили оптовые цены на наши с вами любимые компакт-диски - почти наполовину. Поясню: в НПД входят крупные игроки на рынке: «Монолит», «CD Land», «Квадро Диск», «Мьюзик Трейд», «Гранд», «Никитин», «Мистерия Звука» и некоторые другие еще менее известные вам компании. Экономические аспекты причин и последствий повышения оптовых цен описывать не буду - подозреваю, что это будет достаточно подробно сделано другими людьми, например, в следующем номере прекрасного журнала Billboard. А вот на том, что для нас всех это значит, остановлюсь подробнее.
Рынок отреагировал, с одной стороны, адекватно, с другой - непредсказуемо, в первую очередь как раз для участников НПД. Насколько я знаю, единственная компания, которая отказалась от кардинального повышения цен и подняла прайс всего на несколько рублей (на момент написания статьи, по крайней мере, дело обстоит именно так), - это «Мистерия Звука». В результате именно у этой по сути компании-штрейкбрехера дела идут неплохо, по крайней мере, диски продаются. Готов даже предположить, что «Мистерия», с учетом, конечно, продолжающегося падения уровня продаж физических носителей, за последний месяц получила некоторый дополнительный доход. Правда, не уверен, что им удастся сохранить цены на нынешнем уровне долгое время. Тем более, нельзя забывать, что «Мистерия» в последнее время сильно ослабила свои позиции на рынке и уже не является лидером.
Во всех же остальных дистрибьюторских компаниях ситуация, мягко говоря, плачевна. По словам одного из самых авторитетных людей на рынке происходит следующее: в неделю выходит примерно 10 релизов, из них 2 топовых продаются примерно так же, как они бы продавались по старым ценам, а 8 остальных не продаются вообще, получая предзаказы (люди в теме знают, что это основная составляющая продаж в реалиях нашей страны) на уровне 10-100 дисков. Сможете сами догадаться с одной попытки, в какую из этих неравноценных групп попадает 99% релизов нашего многострадального рэпа? А теперь представьте себе ситуацию: записывали исполнители в течение года-полутора свой альбом, рисовали обложку, договаривались о выпуске, испытывали обычный в этих случаях предрелизный мандраж, а потом - раз! - и предзаказы в 10 дисков!
Таким образом, если резюмировать, музыкальная индустрия, не справившись со своими проблемами, попала в еще более глубокую яму (которую частично вырыла себе сама). И - как всегда, как и в случае с пиратством в интернете - больше всего страдают от этого субкультурные релизы, изначально не способные гарантировать высокие продажи. У всех остается надежда, что рынок справится: пусть не сейчас, а только после нового года, но как-нибудь что-нибудь произойдет, чтобы всем было хорошо. Что именно и как именно должно произойти - непонятно, кажется, никому. Тем более, есть опасения, что к моменту выравнивания ситуации на рынке, продажи физических носителей снизятся до катастрофически низких показателей. И может статься, что 2008 год - последний, когда выпуск дисков еще будет иметь хоть какой-нибудь смысл. А с учетом того, что надежд на быструю победу над сетевым пиратством, практически не осталось, основным источником денег в индустрии станет мобильный контент - рингтончики всякие, да - ниша которого в нашей стране тоже пока не разработана. А если говорить о хип-хопе, то и вовсе сомнительна.
Таким образом, можно предсказать еще большее расслоение в рэпе: топовый сегмент, продажи которого уже сравниваются с поп-музыкой, и все остальные, которым останется либо а) каким-то слабо понятным образом попробовать присоединиться к первой группе, либо б) срочно искать альтернативные выпуску дисков способы зарабатывания денег, а альбомы записывать и материализовывать в формат компакт-диска для себя и друзей. В этом контексте - четкого деления на тех, кто будет зарабатывать деньги, и тех, кому это уже вряд ли светит - можно порадоваться за группу CENTR, которая, судя по всему, неожиданно попала как раз в немногочисленную когорту первых.
Вот такой вот получается не очень позитивный анализ состояния индустрии на конец 2007 года. Все вышеописанное, с одной стороны, имеет самое непосредственное отношение к каждому из вас. С другой же стороны, вам совершенно плевать на это. Какая разница, зарабатывают люди или нет? Какая разница, продаются диски или нет? Никакой ведь. Вот только в следующий раз не устраивайте истерик по поводу того, почему альбом вашего любимого исполнителя готов уже год, но до сих пор не вышел в продажу. И не спрашивайте у своего любимого исполнителя, почему у него на альбоме хромает сведение, да и записано все в недорогой микрофон. И оформление дисков тоже не критикуйте. Потому что откуда же у вашего любимого исполнителя деньги на качественное оборудование на студии, услуги опытного звукорежиссера и профессионального дизайнера? Тем более, знаете, у нас ведь в рэпе практически нет границы между слушателями и артистами. И чем черт не шутит, окажетесь вы в шкуре исполнителя, который захочет вдруг выпустить альбом. А вам - оп-па! - и предзаказы в 10 дисков. Так и останется вам до конца жизни участвовать в баттлах, да выступать в локальных клубах перед десятком-других друзей.
Кто-то из вас, надеюсь, читал Брэдберри. Кто-то смотрел фильм «Эффект Бабочки». Это я к тому, что разные события иногда оказываются неожиданным образом связаны друг с другом. Впрочем, вы же и так знаете, откуда скачать advance-версию альбома вАрчуна, на каком форуме написать свое значимое и очень волнующее всех мнение по этому поводу, и где купить толстовку G-Unit, чтобы уж окончательно почувствовать себя - это звучит гордо? - рэппером. А больше ничего и не нужно. Передавай косяк.
P.S. Вторая часть моей холодно-осенней лекции будет посвящена лейблам, их настоящему и будущем
источник HIPHOP.RU