Можно много расписывать о правилах и шагах сведения, но я попробую, вместо огромного романа написать маленький рассказик, который не будит уступать этому самому роману.
И так, запомните первое и самое главное правило при работе с эквалайзером – ЛУЧШЕ СНИЖАТЬ ГРОМКОСТЬ ЧАСТОТ, НЕЖЕЛИ ПРИБАВЛЯТЬ! Не буду подробно объяснять почему, кому интересно, читайте журнал «Звукорежиссер», это очень важно!
Эквализируйте в том порядке, который описан в статье.
Перед эквализацией, прокомпрессируйте все инструменты, кроме ударных (бочка, хэт, малый барабан). Но мой совет сначала попрактикуйтесь в сведении без него!
Бит:
Сам звук бочки, в принципе особо эквалайзить не надо! Можно подобрать частоты в районе 31-40 Hz так как человеческое ухо их не воспринимает, а лишнего треска они иногда дают! Так же вы можете использовать БасКомпрессоры (специальные плагины для повышения басистости бита).
Бас:
С басом у меня возникает больше всего проблем! Так как спектр баса начинается с 42 Hz до 1500 Hz и естественно в том диапазоне, который занимает бочка, получается каша! Чётко не слышно ни бита, ни баса. Что бы решить эту проблему надо подобрать шлейфом частоты в басе примерно до 160-200 Hz. Должно получится так, что бы слушая бит и резко добавляя к нему бас не происходило никаких изменений. Поиграйте с этими двумя дорожками, послушайте их получше, сравните с профессиональными аранжировками. Ведь как известно, в рапе самое главное это Бит и Бас.
Гитара:
Если в композиции активный бас, то гитару можно подрезать до 400 Hz, если баса мало, то можно подрезать и до 300. Главное, опять же, слушайте, что бы не было потери в звуке.
Клавиши:
С клавишами всё сложнее. Их тоже надо подрезать, но вот всегда по разному, в зависимости от того, какую композицию вам хотелось бы получить! В основном проблема возникает в том, что гитара перебивает пианино или наоборот, грамотный подход к делу решит эту проблему. Больше слушайте и сравнивайте с профессионалами. Я советую подрезать шлейфом до 400-500 Hz.
Вокал:
Наша задача вписать вокал так, чтобы его не перебивал ни один инструмент и его было хорошо слышно. Дырка под вокал находится на частотах в районе 600 Hz, именно эти частоты надо подрезать в каждом инструменте, включая бас. Единственное где не надо делать этот вырез – это ударные (хэты, бочку, второй ударный). Главное без фанатизма, а то этим самым вырезом можно испортить звук. Ну естественно делается Low cut подрезаются низы до 115-120 Hz, что бы голос, опять же, не конфликтовал с битами и басом, да и гула не было! Так же, я советую понизить громкость на 2-4dB в районе 315-400 Hz, это даст небольшой окрас голосу.
Общие советы:
1) Если минус ворованный, то там, скорее всего, вырез под вокал уже сделан, поэтому не заморачивайтесь.
2) Многие звукачи советуют сначала эквализировать композицию в моно, если не трещит и получается хорошо, то потом уже можно эти же настройки применить и к стерео.
3) При сведении все инструменты должны быть нормальной громкости, не зашкаливать.
4) Конечный продукт тоже должен быть не зашкаливающим.
5) Следующий шаг – это Мастер.
И так, я постарался кратко описать главный аспект сведения, это – эквализация. Конечно, второй неотъемлемой частью сведения является компрессор, но я думаю с ним всё понятно.
А вообще, один знаменитый звукорежиссер сказал, что правил в сведении нет, главное правило – это благозвучие! Удачи!