Санкт-Петербургский музыкальный проект «трэш-шапито КАЧ» выбрался на просторы Интернета совсем недавно. За это время его сКАЧало небывалое количество интернет-пользователей. Если учесть, что их музыка не выходила на музыкальных носителях, не была записана ни одной звукозаписывающей студией, то это ли не популярность?
Слухи и треки поползли по Интернету еще давно, но спустя два месяца после старта в сети проект стал почти культовым. О нем пишут многие популярные издания, его обсуждают на необъятных просторах рунета. Проект называют настоящим андеграундом музыки и культуры, а на Украине и в Ростове-на-Дону даже, говорят, вышел тираж пиратских дисков КАЧа. Что же это за проект такой? Давайте поговорим о них поподробнее.
Под этим замысловатым названием скрывается сразу несколько человек. Прежде всего это фронтмен КАЧ, он же Masterboy. Это человек, который пишет тексты, зачитывает их и занимается дизайном саунда. Disident — битмейкер группы на дебютном альбоме. Kufman — концертный директор КАЧ. И, наконец, Dj Sativa - концертный Dj, создатель скетчей.
Их музыка — это речитатив под сэмплированный бит, развязный и медленно-ленивый, по текстам и по звучанию напоминающий трэш. Тексты особым образом цепляют и заставляют взглянуть на происходящее вокруг несколько иначе, не так как обычно. Вот строчка из песни с дебютного альбома КАЧ под названием «Дай послушать врагу, друзья уже слышали»:
«КАЧ. Питер, амфетаминовый дискус, вискарь, кокос, Грибоедов, ретро ре-диско».
Она заставляет задуматься: в модном клубе «Грибоедов», что в Петербурге, так всегда все и происходило. И далее по списку: про модельный бизнес, модного продюсера в Москве, Мамонова, который фигурирует аж в трех треках проекта. Образ Мамонова пронизывает тексты КАЧ, как образ некого русского героя-вояки, ненавидящего гомосексуалистов и проституток, человека старой закалки с намеками на самого Путина. Мамонов — это вымышленный герой, но, по словам Masterboy’а, он сам иногда верит в его существование.
«Я начинаю там, где остановился Шнур» - читает Masterboy в интро к альбому, намекая, видимо, на то, что в дальнейшем творчестве будет много мата и скандалов. Как говорит сам Masterboy, скандал — это когда надоевшему формату с его «уважаемыми продюсерами» противопоставляют неформатное бесплатное творчество, изначально некоммерческое.
Трек «Яппи — гоу хоум» даже можно назвать гимном сегодняшней небогатой, ординарной, серой России, где все всех поголовно не устраивает. Да и главный хит альбома «Москва сосет, Питер решает», который в Москве, как не странно, популярен намного больше, чем в Питере, можно тоже назвать гимном. И только со стороны это кажется стандартным питерским снобизмом: вот, мол, в Москве все деньги и все гламурные тусовки, зато мы культурные люди и действительно знаем русский язык.
Кстати, на счет русского языка. В текстах КАЧа действительного много мата и нелитературно-сленговых слов и фраз, но сам речитатив наталкивает на мысль, что сочинитель реально обладает хорошим литературным русским языком. Многие думают, что КАЧ — это хип-хоп-проект, но, по словам фронтмена КАЧа, они никогда не были хип-хопом, и их ориентиры — это русский язык, Сорокин, Летов... Серьезность этих заявлений почему-то не оставляет сомнений.
Вообще считается, что «трэш-шапито КАЧ» это петербургский ответ московскому «Кровостоку». Обе команды работают в одном стиле, обе скандальны. Правда, «Кровосток» только чуточку известней будет, хотя многие считают его коммерческим проектом на потребу золотой молодежи и менеджерам среднего звена. А вот КАЧ абсолютно некоммерческий проект, по крайней мере, пока. Все мы знаем, на что люди идут ради денег. Однако КАЧ заявляют прямо противоположное в своем треке «Продюсер». Что ж, будем надеяться, что деньги и слава не испортят музыкантов.
Кстати, «трэш-шапито КАЧ» - вполне нормальное явление для современного российского Интернета. Вероятно, проекты такого плана будут появляться еще и еще. Главное, чтобы они появлялись с такой же подачей и отдачей. А пока есть КАЧ, открывшие нам реальность бесплатного Интернета в России, уже поэтому они заслуживают похвалы.