Бизнес Музыканта. Как и откуда поступают деньги
Многие начинающие авторы считают, что не обязательно развивать в себе деловые качества и изучать коммерческую сторону дела. Они говорят: «Я автор, а не продавец, я написал песню – пусть кто-то другой позаботится о том, как ее продать». Реальность заключается в том, что то, чем мы занимаемся, называется музыкальный бизнес. Лучшая песня в мире никогда не станет хитом, если ее не продвигали в виде демо и если ее не показывали профессионалам музыкальной индустрии. Это может быть приемлемо, если вы пишете исключительно для собственного удовольствия, если же вы хотите добиться успеха в музыкальном бизнесе, вы должны уделять равное внимание и музыке, и бизнесу.
Перед тем, как продолжить, полезно будет понять разницу между музыкальным издательством (издателем) и рекорд-компанией. Музыкальное издательство (по-другому - издатель) имеет много функций, основная из которых – обеспечивать доход от песен автора. Обычно такой доход происходит в результате записи песен выступающими артистами, или в результате включения песен в фильмы или телепередачи.
Рекорд-компания занимается продюссированием, дистрибуцией и продажей альбомов (т.е. CD и кассет). Рекорд-компания подписывает исполнителей: певцов, певиц, группы, инструментальных исполнителей. Если артисты сами не пишут песен, представители рекорд-компаний обычно обращаются к издателям с целью найти подходящие их артистам песни.
Основанием для получения автором вознаграждений за использование их авторских прав является Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», от 1993г. Любому автору, который серьезно относится к своему творчеству, настоятельно рекомендуется изучить этот закон, благо он достаточно лаконичен и доступен в большинстве книжных магазинов и в Интернете.
Доходы автора происходят из различных источников. В первую очередь авторы зарабатывают на роялти за механическое воспроизведение, роялти за публичное исполнение, лицензиях на синхронизацию. Если автор также является записывающимся артистом или продюсером, он получает дополнительные роялти, которые являются абсолютно отдельными от выплат, получаемых непосредственно за песни.
1. « Механика» (платежи за механическое воспроизведение).
За каждый воспроизведенный механическим путем экземпляр произведения (то есть за каждый диск и кассету с песней), который был продан, оплачен и не возвращен, автор получает выплаты, называемые в индустрии механикой. Рекорд-компания, выпускающая аудио носители, содержащие ваши песни, обязана выплачивать определенные суммы, причитающиеся автору. Если право собирать механику вы передаете организации по сбору механических платежей (например, РАО, которое также является организацией по защите прав исполнения), то такая организация сначала получает выплаты от рекорд-компании, а потом после вычета своей комиссии (в среднем от 10 до 20%) выплачивает их вам. Вы можете так же передать право на сбор механики издателю, который будет работать по той же схеме, что и организация по защите прав исполнения.
Механического вознаграждение может рассчитывается по ставкам авторского вознаграждения (от $0,12 до $18 за компакт-диск и, в среднем, $0,06 за компакт-кассету). Также оно может рассчитываться исходя из отпускной цены и процента авторского вознаграждения (скажем, 10%). Вознаграждение выплачивается в соответствии с количеством авторских долей. В каждом произведении есть две авторских доли – доля автора слов и доля автора музыки. Допустим, на диске 10 песен, вы написали слова для двух из них, и для трех - музыку и слова, значит, у вас 8 авторских долей. Размер, причитающийся всем авторам за один диск, делится на общее количество долей (2 доли*10 песен, т.е. 20 долей), потом умножается на количество ваших долей (8) и в итоге получается сумма, причитающаяся вам за один проданный диск.
2. «Публичка» (платежи за публичное исполнение).
Когда ваша песня звучит по телевидению, на радио, играется на дискотеке, исполняется на концерте и т.д. вы как автор имеете право на получение выплат от такого публичного использования песни. Такие причитающиеся вам выплаты называются публичкой. Для того чтобы их собирать, существуют организации по защите прав исполнения. Чтобы иметь возможность получить вознаграждение за публичное исполнение, автор или его издатель должны стать членами такой организации, или заключить с ней соответствующий договор, а также зарегистрировать в этой организации авторские права на свои произведения. Организации по защите прав исполнения благодаря возможности широкого охвата и контроля, имеют возможность отслеживать, где, когда и каким образом состоялось публичное исполнение песни. Они получают от телевизионных компаний, радиостанций, организаторов концертов и собственников клубов и дискотек определенные суммы за использование произведений, производят их подсчет и осуществляют выплату авторам и/или издателям, после удержания своей комиссии.
В каждой стране есть своя/свои организации по защите прав исполнения, и каждая отвечает за сбор публички на территории своей страны. В России на данный момент существует лишь одна такая организация – РАО. Организации разных стран, имеют, как правило, взаимные соглашения о сборе и перераспределении публички, причитающихся их авторам. Если вы или ваш издатель, сотрудничаете, например, с РАО, а ваша песня звучит на радио станциях Великобритании, то публичку в Англии соберет английская организация по защите прав исполнения – PRS, удержит свою комиссию, перешлет сумму в РАО, которое после удержания свое комиссии, направит оставшуюся сумму вам. Наибольший доход автору приносит именно публичка, если песня становится хитом, она звучит везде, каждый раз увеличивая доход автора. В США авторы супер-хитов получают сотни тысяч и даже миллионы долларов, именно от публичного воспроизведения своих песен (или даже одной песни!). Размеры гонораров, получаемых сейчас российскими авторами, к сожалению, гораздо скромнее, но будем надеяться, что со временем все изменится к лучшему. Главное, чтобы были достойные песни.
3. Синхронизации.
Использование произведения и фонограммы в сочетании с видеорядом называется синхронизацией. Для того чтобы использовать песню в кинофильме, телевизионном шоу, или рекламном ролике, их производители обязаны получить на это соответствующую лицензию.
Лицензия на синхронизацию выдается автором, или его издателем, либо за единовременный твердый гонорар (в случае с рекламой, теле-шоу), либо за существенный аванс, помимо которого автор может в дальнейшем получать роялти (за распространение фильма на видеокассетах и DVD, трансляции его на телевизионных и кабельных каналах).
Кроме разрешения от обладателя или администратора авторских прав, производители аудиовизуального произведения также обязаны получить разрешение от собственника смежных прав, то есть от производителя фонограммы, которым может являться рекорд-компания, продюсер, или автор, который приобрел у продюсера смежные права на запись своей песни, а кроме этого, артист, чей голос записан на фонограмме, о чем будет сказано в разделе «Вознаграждение артистов и производителей фонограмм». Если вы автор, и хотите сами обладать смежными правами на запись вашего произведения, тогда могу посоветовать вам создать такую фонограмму самостоятельно.
Типы использования прав включают в себя: фоновую музыку, фоновое исполнение, непосредственное исполнение (герои шоу исполняют песню автора), авторское исполнение (актер исполняет свою песню), использование песни во время заключительных титров, использование песни во время начала титров, заглавная песня.
Размер стоимости лицензии зависит от частоты использования песни в фильме, длительности фрагмента, её места в фильме, важности для фильма, её известности. Очевидно, что если песня используется как заглавная, гонорар выше, чем за фоновую инструментальную музыку. Если лицензия выдается на использование песни на всех видах носителей, в течение неограниченного времени и во всем мире, пользователь заплатит больше, чем за ее одноразовое использование. Дополнительный доход может быть получен, если издается саундтрек к фильму.
Что такое музыкальное издательство.
Главный плюс работы с издателем заключается в его налаженных связях с представителями A&R, директорами артистов, и продюсерами. Хороший издатель знает, кто и какой материал ищет. Другая важная функция издателя - налаживать отношения между своими авторами и другими авторами и артистами. Такие отношения бывает очень сложно установить самостоятельно. Дополнительное преимущество от работы с издателем - возможность компенсировать за его счет тиражирование копий демо, расходы на рассылку, и возможность использования оргтехники (конкретно - в зависимости от договора). Издатель может обеспечить доступ в студию. Кроме этого, в обязанности издателя входит работа, связанная с регистрацией произведений и их лицензированием третьим лицам. То есть, в случае, если издатель находит кого-то, кто может быть заинтересован в вашей песне или если кто-то обращается к издателю по поводу вашей песни, то вам не нужно будет самостоятельно заниматься переговорами по условиям передачи прав, разработкой и заключением соответствующих договоров, - этим займется издатель, у которого находится ваша песня.
Для того чтобы найти издателя для своих песен, автор должен иметь возможность сослаться или предоставить рекомендации или направления от других авторов, или авторских организаций.
Формула, по которой можно установить контакт с любым издателем:
1. Напишите отличную песню в соавторстве с автором, у которого уже есть налаженные взаимоотношения с издателем.
2. Сделайте так, чтобы этот автор представил песню издателю.
3. Позвоните издателю и представьтесь соавтором песни. Поблагодарите его за одобрение и энтузиазм по поводу вашей песни.
4. Предложите встретиться и обсудить планы на песню и послушать другие песни.
Для автора есть существенные преимущества в сотрудничестве с независимыми издателями: во-первых, у них небольшой каталог и они уделяют больше внимания каждой песне, во-вторых, они более агрессивно действуют на рынке, потому что им нужно пробиться на рынке мэйджоров. У мэйджор-издательств есть хорошие возможности для совместной работы с успешными авторами.
Несколько советов по налаживанию связей и продвижению песен.
Проще устанавливать отношения с теми, кто идет к успеху, но еще его не достиг. Для того, чтобы улучшить свои навыки, автору нужно поработать с другим автором, который на один шаг опережает его в каком-то отношении. Возможно, у издателя соавтора есть выход на артистов и продюсеров. Чтобы песня была записана, самое лучшее – написать ее вместе с артистом или продюсером. В лице соавтора появляется еще один человек, заинтересованный в продвижении песни. Обычно доли соавторов составляют 50 на 50, договориться о разделении долей следует перед началом совместной работы. Соавторы могут работать над песней, находясь в разных странах.
Рекомендуется, чтобы песни были адресованы конкретным артистам. Для этого песня должна подходить этому артисту по вокальному диапазону, содержанию и музыкальному стилю. Нужно также узнать, записывает ли вообще артист чужие песни.
Многие A&R не принимают не запрошенный материал. В таком случае, нужно найти способ, чтобы они разрешили вам выслать демо. Их может заинтересовать ваш материал, если у вас или у вашего соавтора уже были какие-то успешные песни. Если таковых нет, можно попробовать познакомиться с кем-то, кто имеет доступ к таким A&R и может вас им порекомендовать.
Для поиска соавторов, а также для получения информации об издателях, рекорд-компаниях и о том, кто в настоящий момент ищет песни незаменимым помощником может стать Интернет. Конечно, российские музыкальные ресурсы по количеству и качеству сильно уступают европейским и тем более американским, но при желании и у нас можно найти бесплатные (!) базы данных по музыкальным компаниям и специализированные доски объявлений.
Бизнес.
Контрольный список вопросов.
Обращайтесь к этому списку как можно чаще, чтобы оценить, как вы заботитесь о материальной стороне вашей творческой работы
Если вы ищете издателя, вы:
• Устанавливаете контакты.
• Ищете возможностей знакомства и рекомендаций.
• Читаете публикации по музыкальной индустрии.
• Посещаете мероприятия музыкальной индустрии.
• Являетесь членом авторского общества.
• Работаете в соавторстве с теми, кто достиг больших успехов, чем вы.
• Звоните или пишите перед тем, как послать запись.
• Звоните или пишите после того, как послали запись.
• Ваши письма грамотно составлены.
• Прилагаете к демо тексты песен.
• Ограничиваете количества песен на демо-диске максимум тремя.
• Перед подписанием договоров пользуетесь консультациями грамотного юриста.
Если у вас есть песни в издательстве, вы:
• Поддерживаете с издателем постоянный контакт.
• Предлагаете способы продвижения своих песен.
• Активно продвигаете свои песни.
• Находитесь в курсе, кто из артистов в настоящий момент ищет песни.
• Ищете сотрудничества с талантливыми авторами, авторами-исполнителями и продюсерами.
Автор: Александр Шульгин