Тохаль (MaryJane): «Это же творчество - как нравится, как получается, так и делаем»
$ir G
21.01.2007
Группа MaryJane заявила о себе достаточно громко ещё в 2000 году. И они сумели оставить о себе неплохие впечатления...
В 2003 году на лейбле Rap-Recordz они выпускают дебютный альбом «С Белого Листа», который, по версиям разных интернет-изданий, входил в десятку лучших отечественных рэп-альбомов года.
Кроме того, они активно и плодотворно сотрудничали с представителями лучших российских рэп-групп, что также позволило команде закрепить за собой статус одного из лидеров южной школы русского рэпа.
В преддверии выхода нового альбома MaryJane мы берём интервью у одного из участников коллектива, Антона a.k.a Тохаль.
- Первый вопрос: что явилось основанием для создания команды Mary Jane, как это произошло, какие события этому предшествовали?
- Хороший вопрос, немногие об этом знают. Давным-давно в г. Краснодаре ситуация в плане рэпа обстояла следующим образом: были отдельные личности и команды, которые пытались что-то делать, естественно, на любительском уровне. Среди них команда S-Line, в состав которой входил Пино, Гонза Гэнг и Сэт. И был еще Олег aka O.G.
Вот Олег и инициировал написание совместного трека двумя наиболее перспективными на то время МС - Пино и Сэтом. Трек назывался «Пуля - 7.62» (он впоследствии вошел в альбом MJ "С Белого Листа" в переработанной версии). Песня всем троим понравилась, поэтому решили работать и дальше - так, собственно, и образовался первоначальный состав группы MaryJane.
- Как ты попал в команду, и почему из неё ушёл Сэт, что явилось причиной изменения первоначального состава группы?
- Сэт ушел из-за внутренних разногласий - мы особо эту историю "из избы" не выносим. Если в двух словах - личную карьеру поставил выше групповой. Ну и ушел, соответственно. У MJ на тот момент был почти готов первый альбом, но, как оказалось, это не стало помехой. Я в это время "творил" в другой краснодарской группе, Lingo, были знакомы с MJ, общались. Олег связался со мной, предложил поработать вместе, ну и в итоге влился в состав. Переработали альбом полностью - с белого листа. Ну и продолжаем творить.
- Из-за такой переработки и появилось такое название альбома?
- Конечно, альбом-то был сделан заново, написаны многие песни, кое-какие переработаны. Так и решили назвать - "С Белого Листа".
- Кто является неформальным лидером вашей группы? Кто за что отвечает?
- Ну, наверное, надо сказать, что в настоящее время активно группой занимаемся мы с Олегом. Пино как бы отстранился от этих дел.
Нельзя сказать, что есть какое-то явное лидерство, по мере возможности каждый выполняет необходимые функции по организации выступлений и т.п.
В плане творчества - музыка, сведение - все на плечах O.G., а у меня, соответственно, остальное. Кстати, сейчас сотрудничаем в плане творчества с краснодарским ди-джеем - Dj KresBeatz.
- Как проходит процесс создания песен: как появляются идеи, кто пишет тексты (все участники группы пишут под себя, или один может написать текст для всех) и музыку (обсуждаете ли вы вместе, какой именно звуковой ряд создать)?
- В этих вопросах все может быть совершенно по-разному. В плане текстов - каждый пишет себе, хотя бывает, что используются идеи и строчки другого - это же все-таки групповое творчество. Идеи тоже рождаются когда как - когда исходим из придуманного названия для трека, когда музыка вдохновляет на написание строчек.
Ну, а в плане музыки - подбираем вместе, иногда Олег пишет специально для трека, иногда на написанную делается текст. Это же творчество - как нравится, как получается, так и делаем.
- Где, в каких условиях проходит студийная работа?
- Пишем альбом в Краснодаре на студии Freewind, как и первый. Они, конечно, с того времени поменяли почти всю аппаратуру, поэтому качество значительно улучшилось. Была идея у нас домашнюю студию создать, купили даже аппаратурку, какую смогли позволить себе, но в итоге используем ее для демо-записей, чтобы можно было над ошибками поработать перед записью "на чистую".
Ну а сам процесс выглядит примерно так: приходим - пишемся - смеемся - шутим - пишемся - платим - уходим. В общем, здорово все происходит
- Как часто вас приглашают выступить в другие города, и как вы воспринимаете гастроли?
- Периодичность выступлений разная - зависит от сезона, ну и от кучи других факторов. Вот в сентябре-октябре почти каждые выходные были заняты, потом тихо было, сейчас вот в Гомель зовут, в Ростов.
Процесс гастролей, конечно, нравится. Естественно, проходит все по-разному: где-то встречают отлично, где-то не очень, но в целом - приятно заниматься любимым делом, новые люди, новые знакомые.
- Чем занимаетесь в свободное от творчества время, есть ли ещё увлечения, занимаетесь спортом, работаете где-нибудь? Есть ли семьи у участников группы?
- В свободное "от работы и творчества" время занимаемся кто чем - развлекаемся, личной жизнью живем. Свободного времени не так много - с утра на работу, вечером посидел, песни пописал, все - ложись спать и на работу.
Пытаемся разнообразить эту рутину, не для скукоты же живем. Насчет семей - Олег женат, я и Пино нет.
- Не мешает работа творчеству или наоборот? Получается совмещать?
- Мешает, и еще как! Совмещать, как видите, получается с горем пополам. Олег вообще очень сильно занят на работе, раньше музыкой занимался прям там, в наушниках. Я вот тоже сейчас интервью даю в рабочее время
Лично у меня бродят мысли, точнее желание есть такое - бросить работу на хрен и песни писать. Но в объективных реалиях это невозможно пока, наверное. Не знаю - тяжело сказать, сам только думаю пока. По крайней мере, творчеству бы это точно помогло, а работе нет
- Тогда вопрос в продолжение: когда, на ваш взгляд, наши отечественные рэп-исполнители смогут зарабатывать и жить только своим творчеством, не отвлекаясь на посторонние заработки?
- Это вопрос века для рэпперов.
1. Не будет пиратов.
2. Диски будут стоить хотя бы как в Штатах.
3. У людей будут деньги, чтобы их купить.
4. Рэпперы научатся делать качественную музыку.
Из указанного, на мой взгляд, наиболее достижимы 4-я и 3-я позиция.
- Чего, на ваш взгляд, не хватает в нашей отечественной рэп-индустрии (если это положение дел можно так назвать)? Что хотелось бы поменять, изменить?
- На мой взгляд, рэп растет. Не хватает ему именно времени существования.
Несколько лет назад мы имели только Бэд Би. Потом Бэд Би и Касту. Сейчас по пальцам на руках не сосчитать "сносно" качественных продуктов.
Знаю, что не стоит без оглядки косить под запад, рэп, как и жизнь, везде свой. Так что, думаю, с 4-м пунктом из ответа на прошлый вопрос мы справимся общими усилиями.
- Вы, как активно гастролирующая команда, можете дать ответ: какие перспективы развития у отечественного рэпа в СНГ?
Я думаю, все пойдет по двум главным направлениям:
1. Американизация - команды будут работать под Запад, работать качественно - такой клубный коммерческий рэп.
2. Исконно русский рэп - жизнь тяжела, пацаны, братки, лирика и т.п. - для России это актуально, "честно". Вероятно, это и есть истинный путь для русского рэпа, разве что если отбросить быдланство и посильно привнести творчество и искусство.
Ну а третья, меньшая ниша достанется каким-нибудь оригинальным исполнителям, делающим ни на что не похожую музыку, пользующуюся популярностью у меньших масс - но именно в силу своей необычности. Сюда же можно добавить людей, творящих для себя, так сказать, творческих идеалистов.
- Кого из отечественных рэп-исполнителей ты можешь отметить и почему?
- Если честно - вопрос довольно трудный. Мы как-то редко слушаем русский рэп, я бы сказал, вообще не слушаем.
В целом выделить можно, наверное, Креков и Смоки - за то, что они стали почти народной маркой, у нас их, по крайней мере, много людей, далеких от рэпа, слушают.
Драго - за то, что он появился вот такой на рэп-арене русской, Триаду - за то, что они такие вроде как "по-рэпперски правильные". А из менее известных народу много - с того же баттла на hip-hop.ru, например, пачками бери!
- То есть, в основном, вы не сравниваете и не анализируете творчество своей команды с творчеством лидеров отечественного рэпа? Как вам тогда удаётся отслеживать главные тенденции и изменения на нашей хип-хоп сцене?
На кого вы ориентируетесь, если есть такие ориентиры?
- Тенденции отслеживаем, в основном, по отзывам людей, а в плане творчества не сравниваем себя с другими, как ни странно. Просто делаем своё.
Ориентироваться пытаемся все по-своему. Скажем, я слушаю Кьюбан Линка или Текнайна и думаю: манать, вот человек шарашит, надо бы поориентироваться в эту сторону.
А Олег, скажем, слушает Ройса да 5'9 и думает: вот сведение ништяк - надо бы тоже поориентироваться
- Как можешь оценить фестиваль "Rap-Music", что он дал группе MaryJane?
- Дал очень много, я считаю. MJ были на двух Рэп-Мьюзиках - в 2000 и 2002 годах.
В 2000 еще в старом составе группа фактически заявила о себе - этот фестиваль показывали по MTV, он, как сейчас помню, был очень масштабный - несколько тысяч собралось тогда. Места никакого не заняли, но должное уважение было получено.
Потом Рэп-Мьюзик стал угасать медленно. В 2002 в Питере заняли третье место - долго готовились, репетировали, выложились, как могли.
После этого Рэп-Мьюзик, насколько я понимаю, потерял позиции самого крупного и престижного рэп-события года. Но MJ он помог, безусловно.
- Какое тогда отношение у вас к Владу Валову, что, на ваш взгляд, ему удалось сделать, а что нет?
- Ему удавалось делать многое, я считаю, причем в то время, когда другие об этом и помыслить не могли. Полагаю, что финансовый фактор тут сыграл немаловажную роль. Он предлагал нам издать альбом у него, как сейчас помню, на фестивале «Анапа Арт» в Анапе в 2003 году. Мы договорились созвониться, обсудить все, но потом он или не захотел с нами связываться, или не получилось просто - в общем, Дайм и Рэп-Рекордз предложили подходящие условия, и мы вышли там.
- Какие сейчас отношения с Рэп Recordz, довольны ли вы результатом этого сотрудничества?
- Отношения с Рэп-Рекордз в норме, мы с Даймом и компанией - друзья-знакомые, общаемся хорошо. Это, возможно, и вредит.
Результатом сотрудничества, в принципе, довольны. Альбом выпущен, продан - в этом плане все хорошо. Однако по поводу второго альбома пока выбора нами не сделано, как закончим альбом - будем думать о выпуске.
- Каких исполнителей, кроме рэп-артистов, вы слушаете?
- R&B считается? Да слушаем, если честно, то, что хорошо звучит, порой самые неожиданные песни - Олег вот на Evanescence подсел
- Какую книгу прочитал в последнее время, каких авторов предпочитаешь?
- Люблю фантастику, последняя книга - Р. Шекли «Обмен Разумов». Но я перечитывал, давно читал уже.
- Какие фильмы смотрят участники группы?
- Только хорошие!
На самом деле ходим на всё, что интересно. Вчера вот на «Следопыта» ходили - так себе, ничего, в принципе.
- Авторство какой песни хотелось бы присвоить и почему?
- 2Pac «California Love», потому что это символ эпохи вообще рэповой.
- На концерт какого исполнителя ты бы пошёл в любом случае?
- 2Pac, если бы жив был. А так, наверное, Эминем.
- Это правда, что "золотое время" рэпа (как исполнителей, так и релизов) осталось в середине 90-х годов, или сейчас, на ваш взгляд, тоже идёт развитие?
- Ну, я не знаю, правда это или нет. Смотря где - у нас идет развитие. В Штатах рэп вообще стал народной музыкой. Не думаю, что это сойдет на нет в ближайшие годы.
- Есть ли у вас в планах организация более масштабных промо-акций в преддверии выхода нового альбома, например, съёмка видео, организация презентации, тур в поддержку альбома?
- Тур вряд ли, а презентацию хотим сделать - в Краснодаре и в Москве.
Клип тоже есть в далеких планах - пока об этом рано думать, точнее, можно только думать, еще работаем над материалом. Рабочее название альбома - «Эксперимент».
- Когда планируете закончить его?
- Больной вопрос
В ближайшее время - месяц, может меньше, может больше. Для нас важно, чтобы получилось хорошо, поэтому пока все не проработаем - не выпустим.
- Что можешь сказать об исполнителях, с которыми у вас есть совместные песни, как сработались, довольны ли результатом, или, может, не всё пока получилось?
- Совместные треки, которые уже сделаны, нравятся. Все получилось здорово.
Тут другой вопрос важен - есть еще пара исполнителей, с которыми есть база для совместок или наработки, но работа пока не закончена, вот тут думаем.
- Есть ли общая концепция у альбома, каким он получается, на ваш взгляд?
- Получается разным. Основную проблему видим в том, чтобы увязать это разнообразие воедино. «С Белого Листа» в этом плане выполнен проще и более однотонно. А в «Эксперименте» много очень разного плана треков, поэтому вот об этом тоже думаем.
- Возникает ли удовлетворение от проделанной работы, или иногда остаётся мнение, что не всё сделали, как надо, хочется переделать или обновить?
- И то, и то. Переделывать можно бесконечно. В этом, кстати, наша болезнь отчасти. Если в плане текста еще можно достичь идеала, то в плане звучания - пересводи хоть миллион раз, все будет звучать по-разному, не лучше или хуже, а именно по-разному.
- Как ваши родные относятся к вашему творчеству, поддерживают, не вмешиваются или осуждают?
- Родные поддерживают, а вот соседи осуждают Не очень нравится им звук басового ударника в ночи или на выходных.
- Беспокоит ли вас как исполнителей проблема "хейтерства", когда в наших странах складывается ситуация всеобщего выяснения отношений между слушателями и исполнителями вместо конструктивных обсуждений и объединения ради продвижения хип-хоп-культуры?
- Проблема «хейтерства» нас сильно не касается (тьфу-тьфу), но беспокоит. Слишком уж увлеклись рэпперы открывающимися возможностями обгадить других и заработать на этом дешевую популярность. Хотя есть бифы и по делу, которые можно послушать и улыбнуться, но абсолютное большинство - это, увы, бессмысленный гон.
- Можете себе признаться как артисты, что своим новым альбомом вы скажете своим слушателям и поклонникам всё, что хотели, или что-то оставите на потом?
- Всё, к сожалению, не скажем - это почти невозможно, наверное. Но точно скажем многое, что хотелось донести. А дальше посмотрим, сейчас задача №1 - это сам альбом.
- Ваши пожелания посетителям сайта wwwhiphop.ru
- MJ желает wwwhiphop.ru тысяч и тысяч посещений, писать правду о достойных исполнителях и удачи во всех начинаниях - рады открытию такого замечательного сайта!